Художественное оформление кованых изделий требует еще большего внимания и глазомера, чем создание простых функциональных конструкций. Перед ковкой каждый мастер должен провести много подготовительной работы, чтобы исключить неожиданности в процессе работы. При составлении эскиза учитывается множество факторов - вид металла, назначение конструкции, свойства материала. Мастера рекомендуют формировать композицию по направлению волокон материала, потому что иначе она получится хрупкой.
Учитывают также усадку при ковке. Рисунок на металлическом элементе всегда должен быть чуть больше, чем готовая деталь, так как в процессе изготовления часть металла уйдет в окалину. Чтобы окончательно все сверить, кузнец чертит отдельные детали на плотной бумаге в натуральную величину, а затем делает макет будущего изделия из проволоки. Это помогает учесть все сгибы и отразить их в окончательном чертеже. Иногда шаблоны делают из жести. Чертеж помогает осмыслить четкую последовательность технических операций, и именно по этой выверенной схеме делается такое, казалось бы, эфемерное металлическое кружево.