Кузнечное дело имеет очень давнюю историю. Легендарная дамасская сталь была описана в летописях еще в пятисотые года нашей эры, но, возможно, это только первое сохранившееся письменное упоминание об удивительном металле. Дамасский клинок мог легко, без видимого усилия, разрезать мягкий падающий платок на лету, он был вязким по структуре, что не давало клинку сломаться, и очень плотным по структуре с легким красивым рисунком по поверхности. Ученые мира до сих пор не могут открыть секрет этой стали, на Руси известной под названием «булат».
Ковка знаменитых самурайских мечей тоже является большой тайной, и она передается в семье кузнеца от отца к сыну. Такая семья японских мастеров Фудзивара Канэфуса, уже более 700 лет кует мечи в своей кузнице. Японская кузница очень далека от нашего представления о ней. В японской кузнице мастера работают в белоснежных одеждах. Эта традиция идет из глубины веков. Японский воин, кующий оружие должен быть в белом, так как отношение к своей сабле у него как к чему-то святому и изготовление оружия – это священнодействие, выполняемое строго вручную до сих пор, без использования машин.
В Азии очень широко была распространена художественная ковка металла. Казахские девушки, например, носили на себе ежедневно от головы до пят до 25 кг серебряных украшений! Ювелирное искусство степных кузнецов поражает до сих пор филигранностью работ и сложнейшими способами обработки металла. На Руси еще во времена древних славян был известен метод ковки, который выжимал из металла путем ударов колотушками разные примеси. Затем древние мастера Руси научились использовать горячую обработку, облегчив и ускорив удаление примесей в железной руде. К сожалению, эти изделия старины, не каждый из нас может увидеть «вживую», гораздо легче познакомиться с работами кузнецов разных стран по фото из школьных учебников, из книг и интернета. Но иметь в доме хотя бы одно эксклюзивное изделие художника по металлу сейчас может каждый.