Ковка, один из способов обработки металлов давлением, при котором инструмент оказывает многократное прерывистое воздействие на заготовку, в результате чего она, деформируясь, постепенно приобретает заданную форму и размеры (см. Кузнечно-штамповочное производство). С древности К. (меди, самородного железа) служила одним из основных способов обработки металла (холодная, а затем и горячая К. в Иране, Месопотамии, Египте в 4-3 тысячелетии до н. э.; холодная К. у индейцев Северной и Южной Америки до 16 в. н. э.). Древние металлурги Европы, Азии и Африки ковали сыродутное железо, медь, серебро и золото; кузнецы пользовались особым почётом у народов древности, а их искусство окружалось легендами.
В средние века, в том числе в России кузнечное дело достигло высокого уровня; вручную отковывались ручное и огнестрельное оружие, инструменты, детали сельскохозяйственных орудий, дверей и сундуков, решетки, светильники, замки, часы и другие изделия всевозможных форм и размеров, часто с тончайшими деталями; кованые изделия украшались насечкой, просечным или рельефным узором, расплющенными в тончайший слой листами сусального золота и бронзовой потали. Традиции средневекового ремесла сохранились в народном искусстве до 19 в. (светцы, крюки, подсвечники и т. д.). В 15-19 вв. выполнены многие замечательные кованые фонари, ограды, решётки, ворота (Версаль, Петербург, Царское Село). Многие города специализировались в различных отраслях кузнечного ремесла: Герат, Мосул славились утварью, Дамаск, Милан, Аугсбург, Астрахань, Тула - оружием, Ноттингем, Золинген, Павлово на Оке - ножами и инструментами, Нюрнберг, Холмогоры - замками и т. д. В 19 в. ручная художественная К. была вытеснена штамповкой и литьём, интерес к ней возродился в 20 в. (работы Ф. Кюна в ГДР, И. С. Ефимова, В. П. Смирнова в СССР; оформление общественных интерьеров в Таллине, Каунасе и др.).
Основы теории К. были разработаны в России: П. П. Аносов в 1831 впервые применил микроскоп для изучения структуры металлов; Д. К. Чернов в 1868 научно обосновал режимы К.; большой вклад в теорию К. сделали сов. учёные Н. С. Курнаков, К. Ф. Грачев, С. И. Губкин, К. Ф. Неймайер и др. К., как правило, производят при нагреве металла до так называемой ковочной температуры с целью повышения его пластичности и снижения сопротивления деформированию. Температурный интервал К. зависит от химического состава и структуры обрабатываемого металла, а также от вида операции или перехода. Для стали температурный интервал 800-1100 °С., для алюминиевых сплавов - 420-480 °С.
Различают К. в штампах и без применения штампов - так называемую свободную К. При К. в штампах металл ограничен со всех сторон стенками рабочей полости штампа и при деформации приобретает форму, соответствующую этой полости (см. Штампование, Ротационная ковка). При свободной К. (ручной и машинной) металл не ограничен совсем или ограничен с одной стороны. При ручной К. кувалдой или молотом воздействуют непосредственно на металл или на инструмент. Машинную К. выполняют на специальном оборудовании - молотах с массой падающих частей от 1 до 5000 кг или гидравлических прессах, развивающих усилия 2-200 Мн (200-20000 тс), а также на ковочных машинах. Изготовляют поковки массой 100 т и более. Для манипулирования тяжёлыми заготовками при К. используют подъёмные краны грузоподъёмностью до 350 т, кантователи и специальные манипуляторы Сводную К. применяют также для улучшения качества и структуры металла. При проковке металл упрочняется, завариваются так называемые несплошности и размельчаются крупные кристаллы, в результате чего структура становится мелкозернистой, приобретает волокнистое строение.
При К. используют набор кузнечного инструмента, с помощью которого заготовкам придают требуемую форму и размеры. Основные операции ковки: осадка, высадка, протяжка, обкатка, раскатка, прошивка и др. К. является одним из экономичных способов получения заготовок деталей. В массовом и крупносерийном производствах преимущественное применение имеет К. в штампах, а в мелкосерийном и единичном - свободная К. Лит.: Обработка металлов давлением, М., 1961; Ковка и объемная штамповка стали. Справочник, под ред. М. В. Сторожева, 2 изд., т. 1, М., 1967. «Кузнечный мастер-класс» в рамках Международного фестиваля искусств.
С 17 по 18 июля 2004 года в рамках XIII Международного фестиваля искусств ««Славянский базар в Витебске» на международном празднике гончарного и кузнечного искусства пройдет «Кузнечный мастер-класс». «Кузнечный мастер-класс» впервые проводится совместно Дирекцией Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске», фабрикой художественных кузнечных изделий «ОСТ» (г. Витебск) и международным специализированным журналом «Мир металла» (г. Санкт-Петербург). Мероприятие организовано с целью представить широкой публике, гостям и участникам фестиваля высокое искусство лучших мастеров художественной ковки из разных стран, привлечь интерес общественности и всех, кто интересуется художественным металлом, к содействию развития одного из древнейших направлений славянской художественной культуры.
В мастер-классе примут участие 30 мастеров из России, Беларуси, Украины и Литвы. В программе мероприятия праздничная программа: представление мастеров-участников, театрализованное представление, акция памяти известного белорусского кузнеца Александра Дубино, церемония посвящения в почетные кузнецы VIP и гостей фестиваля, конкурсы, викторины. В течении двух дней кузнецы Гильдии кузнецов Санкт-Петербурга и Северо-Запада России, а также кузнецы из Ульяновска, Себежа, Вильнюса, Киева, Александрии, Львова, Гродно, Витебска, Бреста, Минска, Постав будут демонстрировать мастерство художественной ковки. Мастера будут выполнять различные художественные изделия из металла. Вильнюсские кузнецы проведут акцию «Кованая туфелька для Золушки». Владимир Сохоневич и Виктор Вятчинов будут выполнять скульптурную композицию из кованого металла «Возрождение», кузнецы из творческой мастерской Юрия Круша откуют улитку из цельного куска железа.
Зрители будут иметь возможность участвовать в создании кованых сувениров. Примечательно, что участие в мастер-классе примут и женщины-кузнецы - Мария Костюкевич (г. Минск, Беларусь), Лариса Визинская (г. Львов, Украина), Анна Бартосик (Киев, Украина). 17 и 18 июля с 11.00 до 17.00 также будет работать выставочная экспозиция «Современное кузнечное искусство».