Еще в глубокой древности человек научился использовать химические соединения меди.Всем известны сине-голубые кристаллы сульфата меди, называемые в обиходе медным купоросом. В современном быту он применяется в качестве протравы при крашении текстиля и при выделке кож, используется как пигмент в красках. Маляры применяют водный раствор медного купороса для промывки участков поверхности, пораженной плесенью, перед ее окраской. В электрических батарейках он используется в качестве электролита. Как электролит медный купорос нашел широкое применение в гальванотехнике при изготовлении особо точных медных деталей. В медицине соединение меди находит применение как вяжущее и антисептическое средство, в фотографии — для усиления и тонирования фотоотпечатков.
Сине-зеленые кристаллы хлороксида соединения меди (в быту огородники называют его хлорокисью) применяют для защиты плодовых и овощных культур от насекомых. Другое соединение — оксид меди представляет собой черные кристаллы, которые применяют в промышленности для окраски стекла, эмалей и керамики.
Красивый зеленый поделочный камень малахит — это тоже одно из соединений меди — дигидроксокарбонат. Каменных дел мастера и ювелиры создавали из этого камня настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства. Заслуженной славой пользуется Малахитовый зал Эрмитажа в Ленинграде. Малахитовые изделия стали символом высокого мастерства и красоты. Недаром П. Бажов объединил свои сказы о народных умельцах в сборнике с символическим названием «Малахитовая шкатулка».
Есть и другая разновидность малахита соединения меди — порошок «землистый малахит». Он идет на изготовление зеленой краски, известной под названием «малахитовая зелень». Землистый малахит и малахитовый камень, тем не менее, просто медная руда, из которой можно выплавлять медь. Но здесь мы встречаемся со случаем, когда сырье имеет большую ценность, чем извлекаемый из него металл.
С незапамятных времен изготовляли из соединения меди яркую зеленую краску,— так называемую ярь-медянку (основной апатит меди). Ярь-медянка была обнаружена во фресках из античного города Помпеи, погибшего от извержения вулкана Везувия. Изготавливали и с успехом применяли ярь-медянку и художники Древней Руси. У средневекового автора Теофила она называется испанской зеленью. В своем руководстве он приводит следующий рецепт: «Если ты хочешь приготовить испанскую зелень, то возьми тонкие листы меди, очисти их хорошенько с обеих сторон, облей чистым и теплым уксусом... помести их в маленьком выдолбленном кусочке дерева... Через две недели открой и соскобли. Продолжай это делать и дальше до тех пор, пока не получишь достаточно краски». При изготовлении зеленой краски из соединения меди дорогой и дефицитный уксус часто заменяли кислым молоком.
Технологию приготовления яри-медянки изложил в «Каноне изображений» азербайджанский поэт и художник Садиг-бек-Афшар (1533-1612): В сыром месте выкопай яму глубиной в два геза. Клади туда тонкие листы меди, но чистой. Влей незрелого уксуса, чтобы листы полностью покрылись им. В той яме оставь их около одного месяца. Прикрой их и не думай, что мало или много. Через месяц взгляни — увидишь, что они полностью превратились в желанную и славную ярь-медянку.
Еще в древности человек заметил, что от прикосновения медных предметов унималась боль и спадала опухоль. Такое необычное поведение металла заинтересовало «отца медицины» — греческого врача Гиппократа, жившего в V—VI веке до н. э. Исторические факты свидетельствуют, что он пытался применять медные пластины для лечения различных болезней. Позднее знаменитый таджикский врач Ибн-Сина, известный в Европе под именем Авиценны (ок. 980—1037 годов н. э.), тоже обратил внимание на лечение медью. Не осталась в стороне и народная медицина. В тех странах, где были распространены медные монеты, их вовсю использовали в качестве лечебных пластин, прикладывая к ушибам и больным суставам. Исследования, проведенные современными учеными, подтвердили лечебные свойства меди. Было установлено, что с помощью соединения медных пластин можно устранять отечность, унимать боль, останавливать воспалительные процессы.